В Волгограде снова ожило кино! Когда-то в нашем городе работали несколько киностудий. Снимались фильмы, создавались мультфильмы. Сегодня киноискусство снова пришло в наш город! В октябре прошлого года у нас открыли мастерскую по кино-видеоискусству ВКРАТЦЕ! Личный город. Проект объединил на одной площадке начинающих молодых волгоградских режиссеров и создал основу для местного актуального кинопроизводства короткометражных фильмов.
Продуманная обучающая программа, приглашение известных экспертов (один кинорежиссёр и продюсер Андрей Сильвестров чего стоит), творческо-эмоциональная составляющая вкупе с яркими лекторами позволили заговорить о Волгограде немного в непривычном ракурсе.Видеокампус продолжится в этом году с 29 марта по 9 апреля, и в последний день в рамках закрытия фестиваля Вкратце! результаты кампуса проект Облако Волгоград будет представлен широкой аудитории на площадке Волгоградского планетария.
Как связаны кино и Волгоград? Можно ли снимать вообще кино в нашем городе? Что волнует начинающих режиссеров и как этот проект может помочь развитию их талантов?
Инесса Тропина, главный специалист Агентства культурных инициатив, автор и куратор Первого Волгоградского видеокампуса Вкратце! (Волгоград)
Мы хотим понять свой город, найти живые эмоциональные связи между городом как пространством для жизни и самореализации, как конгломератом целей и ценностей, сообществ, и индивидуальностей.
Идея стала результатом длительной работы над проектом Дней германских и российских короткометражных фильмов Вкратце!, который и стал родителем нашего кампуса: в течение 4 лет мы проводили различным мастер-классы, воркшопы, семинары по анимации и режиссуре, сценарному мастерству; их необходимость для местных креативных сообществ стала очевидной, и стало ясно, что такая точечная работа должна перерасти во что-то более серьёзное и амбициозное.
Мы поставили перед собой две основные цели: во-первых, создать своего рода экспресс-школу для тех, кто хочет в дальнейшем активно развиваться в сфере кино и видео; во-вторых, попытаться понять свой город, найти живые эмоциональные связи между городом, как пространством для жизни и самореализации, как конгломератом целей и ценностей, сообществ, и индивидуальностей.
Мы ориентировались на то, что кампус обязательно должен дать творческий толчок начинающим и развивающимся режиссёрам, и тем, кто как-то связан с видеопроизводством; поможет получить новые навыки в области кино и видео, поскольку мы привлекли к участию классных профессионалов; поможет разработать идеи фильмов, связанных с личным городом каждого.
-Весь первый этап вводный этап кампуса, который продолжится уже этой весной состояла из трёх смысловых частей: творческая мастерская режиссёра Андрея Сильвестрова, семинар Фильм о городе с референтами из разных областей гуманитарного знания, съёмочные обучающие сессии с оператором на профессиональную камеру.
Состоялись первые практические и творческие занятия съёмочные сессии в городских пространствах, в которых нам помогал видео-оператор Валерий Климович (Москва). Съёмки проходили по идеям самих участников и в выбранных ими локациях, так что это была уже проба пера, и многое из отснятого материала станет основой для их фильмов.
Участие в видеокампусе приняли люди с довольно разным профессиональным и жизненным опытом. К нам пришли старшеклассники и студенты, и люди, которые профессионально занимаются фото и видеосъёмкой, и для которых это является хобби. Всего мы получили порядка 50 заявок, реально 19 человек были заняты в кампусе. Совсем отсеялся только один человек, остальные и сейчас занимаются своими проектами частью большого составного проекта, который мы назвали Облако Волгоград (подробнее об этом скажет Андрей Сильвестров, худрук проекта).
-По секрету скажу, что был снят этюд с Волгоградским планетарием (результат, надеюсь, мы сможем представить в апреле), и один фильм в жанре видеопоэзии на стихотворение участницы кампуса. Также в планах еще как минимум два документальных фильма, музыкальное видео, игровые зарисовки.
Андрей Сильвестров, кинорежиссёр и продюсер, художественный руководитель Первого Волгоградского видеокампуса Вкратце! (Москва)
Да, я был в Волгограде лет 10 назад. Я был на 10 лет моложе и вообще весь мир воспринимал по-другому, да и меня мир воспринимал иначе. В прошлый раз я увидел только Мамаев курган, в этот раз удалось посмотреть на живой город. Мы в рамках наших занятий, брали интервью на улицах города, в основном у молодых людей, приятно удивила адекватность, незашореность. Люди открыты и при этом обладают своим мнением, с которым можно не соглашаться, но очевидно, что оно самостоятельно отрефлексированно. Волгоград разный и интересный.
Что вам, как куратору, вместе с участниками удалось сделать за столь короткое время первого этапа кампуса?
Самое важное что нам удалось сформулировать проект. Он теперь называется: Облако Волгоград. Почему Облако - так называется способ цифрового хранения видеоматериала, когда он находится не у тебя дома на компьютере, а где-то в интернете. Мы так и будем выкладывать весь наш материал. Но одновременно в этом названии сосредоточен основной образ нашего занятия. Вот есть град земной Волгоград со всеми его зданиями, жителями и великой историей, а есть люди, которые живут в этом городе, и у каждого из них есть своя история, свои чувства. И вот сонм этих мыслей, чувств, переживаний, рефлексий и составляет атмосферу города, такое своеобразное облако, парящие над городом. Вот именно это облако станет основным героем нашего проекта.
Я думаю, что собралась хорошая команда, и проект обещает быть интересным.
Рано говорить о каких-то результатах, но в любом случае, это для всех прекрасный и очень полезный опыт.
Видеокампус показался мне довольно необычным форматом. Несмотря на участие Андрея Сильвестрова, как основного мастера, начинающим кинематографистам была предоставлена исключительная свобода, чего не бывает на мастер-классах.
Наиболее полезным, на мой взгляд, проект был и есть (потому что он ещё продолжается) для самих участников. Хочется надеяться, что они получат неожиданный опыт и ощущение соучастия в искусстве. Для меня это был в хорошем смысле урок по управлению хаосом.
На мероприятии Вы были приглашен как урбанист. Что рассказали о городе и как наш город можно представить через короткометражное кино?
Моя роль заключалась в раскрытии градостроительного аспекта города, толковании смыслов, заложенных архитекторами в наши улицы и площади. Какими бы личными не были города в жизни каждого, цивилизация людей на Земле вообще развивается за счет городов - центров торговли, науки, культуры. И Волгоград, одновременно типичный и уникальный, я предложил исследовать через его противоречия. Кино позволяет не только воспроизводить город, но и изучать его, понимать и чувствовать по-новому.
Для меня видеокампус стал новым опытом работы с незнакомым для меня материалом: всегда работал с фото и никогда с видео. Да еще и профессиональный режиссер в команде!
Поделитесь своими впечатлениями о запуске проекта Первый Волгоградский видеокампус Личный город.
Первый видеокампус полезен всем участникам, кураторам и преподавателям в первую очередь для приобретения опыта. Хорошая попытка понять и проверить свои силы.
Как Вы думаете, какие городские, волгоградские темы наиболее интересны для воплощения в короткометражном кино?
Не хочется повторяться по поводу исторических тем, связанных с нашим городом. Поэтому, возможно, люди как тема: какие-то микроистории о реальных людях.
Наталья Шипулина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ВГСПУ, тьютор видеокампуса (Волгоград)
В течение семинара участники вместе с Вами исследовали город, как социокультурное пространство и разрабатывали идеи для фильмов. Расскажите, пожалуйста, как происходил про этот процесс, какие формы и методы были использованы. Какие точки городского притяжения были выбраны участниками? Какие идеи для фильмов родились?
В проекте видеокампус Личный город я выступала как ученый-эксперт в сфере социально-антропологического знания. Ребятам была представлена лекция на тему Антропология вещи в городской культуре: объекты, среды и практики. Участники узнали, под каким углом можно смотреть на город, понимать его культуру, выявлять и исследовать идентичность горожан через структуры повседневности, через вещи и вещественные практики в городском пространстве.
Я не давала готовые советы по созданию фильма о городе, а предлагала найти собственные подходы, исходя из визуальной среды города. Поэтому были использованы такие методы работы, как домашнее задание в виде фотоэкспедиции по Волгограду с фотофиксацией всего, что самим будущим кинохудожникам дорого и привлекательно в городской среде. На этом этапе участники отвечали на персональный вопрос: Какой он мой личный город? (город для меня).
Далее ребята составляли ментальную карту Волгограда для внешнего взгляда (например, для иногороднего друга), используя распечатанные фотоматериалы. Ребята выделяли важные в городе точки, места, объекты, которые обязательно должен увидеть/посетить приезжий, чтобы понять суть города, характер горожан.
Также записывали любые абстрактные категории, которыми можно описать Волгоград, и визуальные образы для своего будущего фильма о городе объекты, вещи, места городской среды, которые обладают потенциалом для выявления идентичности города, его сущности. Это была очень плодотворная работа по изобретению участниками конкретных наработок сценария или хотя бы синопсиса своего будущего фильма. На этом этапе стало понятно, что участники не стремятся к разрушению традиционных ценностей нашего города, что им близки идеи патриотизма, но они ищут новые способы показать и утвердить эти ценностные ориентиры.
У всех участников были явные ностальгические нотки о том, что в городе когда-то было, но теперь исчезло (старые магазинчики, аппараты с газированной водой, чугунные решетки городских парков и др.).
Как культуролог, расскажите, пожалуйста, как такие социокультурные проекты, как видеокампус, могут влиять на городскую культуру?
Подобные видеокампусу социокультурные проекты смогут повлиять на городскую культуру, если станут привычным регулярным, долгосрочным городским проектом.
Значимым стратегическим результатом проекта сможет стать объединение городского киносообщества не как кинолюбителей, посещающих от случая к случаю кинофестивали и другие тусовки, посвященные кино, но как творцов кино о своем городе. Также важным для Волгограда культурным следствием проектов, подобных видеокампусу, может быть формирование своей местной уникальной киношколы, то есть образовательной традиции. И, конечно, опыт видеокампуса можно транслировать в другие города и регионы.
Очень важно понять фигуру горожанина (волгоградца) через призму его повседневности.
Расскажите о своем участии в видеокампусе. Что удалось донести участникам? Каковы ваши впечатления о процессе в целом?
Пожалуй, моё участие в проекте изначально предполагалось, как специалиста со стороны, урбаниста из другого города. Мой опыт это скорее опыт активного горожанина, куратора социокультурных инициатив.
Основным объектом наших интенсивов и стала фигура горожанина. Во-первых, практически любая социокультурная деятельность, будь то исследование, кино или выставка ориентирована на аудиторию. Во-вторых, согласно общей теме проекта хотелось выявить личное отношение участников к городу. К примеру, мы обсуждали в группах, как каждый видит себе обычный день абстрактного типичного волгоградского ребенка, студента, ЗОЖевца, депутата или пенсионера.
Интересовали больше не базовые параметры возраст, уровень дохода, статус, а скорее повседневная картина мира, модели поведения, взаимодействия в общественном пространстве. Используя ментальные карты с изображениями определенных волгоградским символов, известных мест, зданий получились достаточно веселые короткие истории о передвижениях и действиях воображаемых героев. Приятно было отметить, что часто волгоградцы-участники с энтузиазмом описывали волгоградцев-персонажей, наделяя их благожелательными чертами открытостью, любознательностью, радушием. Однозначно, все эти черты присуще и самим участникам кампуса.
Как вы думаете, через кино можно как-то влиять на реальность, привлекать внимание к проблемам?
Однозначно да. Возможно, общий советский флер Волгограда напомнил мне избитое ленинское изречение про важнейшее из всех искусств кино. Собственно, почему нет. Это эффективный аудио-визуальный способ зафиксировать и передать любую идею, авторский посыл широкой аудитории (при условии, что есть доступные каналы, технические средства для создания и трансляции видеоматериала). Хотя сейчас, это и вовсе не проблема: интернет, камера в телефоне и вперед.
К сожалению, мы не так много общались с участниками про их замыслы для будущих фильмов (этим они обсуждали в основном с Андреем С.). Но как мне запомнилось из презентаций о личном восприятии Волгограда самими участниками, которые они представляли в начале сессии, то это как раз была тема любви к городу. Настоящей такой любви где-то противоречивой, а где-то однозначной, где-то преданной, робкой и нежной, а где-то отважной и иронично-колкой.
Был мотив волгоградской ночи, как пространства свободы, и наиболее подходящего времени суток для прогулок по городу. Было много архитектуры: заброшенная мельница, разнокалиберные сталинки, хрущевки, панельки в качестве неотъемлемых декораций, стен повседневной жизни. Был печально-трогательный образ речки Царицы, протекающей под городом в бетонном коллекторе, будто заточенная в кандалы коронованная особа. И люди - обычные жители почти всегда в объективе участников: в момент, когда они загорают на пляже, ругаются матом во дворе, идут на работу или лезут в знойный день освежиться в городской фонтан.
Благодарю всю команду за организацию и проведение видеокампуса. Для меня это уникальная возможность получить новый опыт. Интересно и полезно было провести эти дни в компании интересных людей, профессионалов. Это новые знакомства, творческая атмосфера, другое видение привычных вещей, выход из зоны комфорта. Живи, твори, развивайся!
Кинокампус Вкратце! был очень полезен. Во-первых, это погружение в творческую среду, где каждый может творить в меру своих способностей, и вместе с тем работать в команде; это возможность поучиться основным приёмам документального кино у талантливого режиссёра Андрея Сильвестрова. Работа с ним в русле экспериментального кино дала новую возможность расширить горизонты, попытаться глубже понять этот мир, самого себя, и метод, каким пользуется наш кино-куратор, кажется очень подходящим для этого. Хорошенько прочистили мозги и лекции с культурологами, киноведами, а также задания на командную работу. Лично для меня на кампусе самой ценной стала возможность найти единомышленников, готовых поделиться своим опытом, помочь реализовать идеи друг друга. Очень важной считаю тему кампуса понимание своего собственного города.
Кампус стал для меня замечательной возможностью проверить свои силы. Я познакомилась с очень интересными людьми, получила огромнейший опыт. Андрей Сильвестров потрясающий человек и наставник, который вдохновил меня на очень много интересных задумок. Я поняла. что невозможное возможно!
http://vlg20.ru/news/1301