Семь часов переговоров госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москве: почти пять — с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. а затем, после недолгой паузы, — еще больше двух часов с президентом Владимиром Путиным … И — минимум информации, поскольку почти часовую пресс-конференцию глав дипломатических ведомств можно назвать совместной только по форме.
А по содержанию — и Лавров, и Тиллерсон озвучили практически не совпадающие и даже не пересекающиеся между собой позиции. Со стороны президента официальных публичных комментариев по поводу встречи вообще не последовало.
Такая ситуация возможна только по двум причинам: либо никакого взаимопонимания и компромисса достигнуть не удалось, а все привезенные госсекретарем США предложения, если таковые имелись, будут еще только рассматриваться. Либо, напротив, необходимые точки над «i» оказались расставлены, но их, по ряду причин, решено не предавать гласности.
«Команда Трампа», несмотря на бешеное противодействие неоглобалистов, благодаря удару «томагавков» вернула себе право выступать на международной арене от имени «коллективного Запада». Именно поэтому был отменен визит в Москву главы британского Форин-офис Бориса Джонсона. а Ангела Меркель также перенесла свои контакты с Путиным на срок «после визита Тиллерсона».
Единственным и весьма показательным исключением стал срочный бросок в Россию президента Италии Серджо Маттареллы. но в данном случае он представлял особые интересы «католического банка», сыгравшего важную роль в победе Трампа.
Тиллерсон не включил в график своего визита встречу с представителями российской оппозиции, обозначив своим приоритетом «налаживание контактов с Путиным, все остальное потом». Что явно идет вразрез с «традициями» новейшей американской дипломатии, которым следовали послы США в РФ эпохи Барака Обамы. Майкл Макфол и еще действующий Джон Теффт (ему на смену уже собирается Джон Хантсман. но это случится, судя по всему, не раньше июля 2017 года).
Встреча Тиллерсона с Путиным состоялась — и вряд ли на ней госсекретарь США повторял российскому президенту то, что уже обсуждалось с Лавровым. Скорее всего, у этой беседы имелась собственная, особая повестка дня, связанная с Трампом.
Что «хозяин Белого дома» счел необходимым обсудить через своего внешнеполитического поверенного с «хозяином Кремля», мы, возможно, не узнаем никогда, но весомая продолжительность общения двух старых знакомых указывает на достаточную обширность и «чувствительный» характер контента.
Особый интерес в данной связи вызывает ремарка Тиллерсона о желательности установления некоей «прямой линии связи» между руководителями двух стран. Видимо, установленный после Карибского кризиса 1962 года формат таких контактов по каким-то параметрам уже не устраивает 45-го президента США.
Еще одна ремарка Тиллерсона — о том, что «две крупнейшие ядерные державы не могут находиться в таких отношениях между собой», — особенно важна в свете того, что Россия и США подтвердили свою приверженность соблюдению договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ-3).
Косвенным следствием этого заявления должно стать совместное воздействие на Пхеньян с целью «заморозки» ракетно-ядерной программы КНДР. Это важно даже не само по себе, а в качестве лишения Пекина привычного «джокера» на международной арене, который выбрасывался из китайского рукава всякий раз, когда по каким-то важным вопросам не в полной мере учитывалось мнение «красного дракона».
Пока КНР не стала крупнейшей экономикой мира, на такие ухищрения можно было смотреть сквозь пальцы, но сегодня вес «фактора чучхэ» увеличивается пропорционально весу его патронов из Чжуннаньхая, поэтому вопрос приобрел принципиальный характер.
В данной связи стоит заметить, что российские военные корабли сегодня «демонстрируют флаг» у берегов не КНДР, а Южной Кореи.
На этом доступная сторонним наблюдателям содержательная часть визита госсекретаря США, по сути, исчерпывается.
Да, провозглашена общая заинтересованность в устранении угроз, связанных с международным терроризмом, включая «Исламское государство»* (террористическая организация, запрещенная в РФ). Однако никаких точек соприкосновения в том, что касается целей, принципов и способов такой борьбы, между Россией и Америкой по-прежнему не наблюдается.
Как известно, при Обаме военная авиация США «бомбила» исламистов военной техникой, боеприпасами, запчастями, продовольствием, медикаментами и прочими необходимыми для их существования предметами. При Трампе дело дошло до прямых ракетных ударов по вооруженным силам Сирии, скоординированных с действиями «бородачей». Если это борьба, то что такое поддержка?
По Сирии и Башару Асаду. санкциям, Украине-Крыму-Донбассу и так далее стороны официально своих позиций не изменили, никакого сближения между ними не произошло. Впрочем, вероятные дискуссии по этим поводам остались «за кадром» и не нашли ни продолжения, ни какого-либо «эха» в открытом информационном пространстве.
Все это заставляет предположить, что реальный уровень взаимопонимания между Белым домом и Кремлем намного выше публично демонстрируемого. «Точки над i» расставлены — по крайней мере, в каком-то базовом варианте, причем не «здесь и сейчас», а достаточно давно и прочно. И это дает определенные и весьма существенные надежды на нормализацию российско-американских отношений.
http://riafan.ru/714148-vizit-tillersona-v-moskvu-putin-i-la...