Специалисты «Яндекса», Facebook, Prisma рассказали о проектах учеников школы «Мобилизация» 2016 года выпуска
24 апреля заканчивается приём заявок в летние школы «Мобилизации» для разработчиков, дизайнеров и менеджеров. То, чему научились начинающие специалисты в прошлом году, теперь можно оценить самостоятельно: на сайте проекта «Мобилизация» стали доступны видео с презентаций финальных проектов.
Мы попросили экспертов рынка, которые станут преподавателями в этом году, со всей строгостью оценить некоторые из них так, будто это не учебный проект, а готовый к выходу на рынок продукт.После курса лекций участники «Мобилизации» объединились в группы по 4-6 человек, чтобы создать с нуля работающий прототип мобильного приложения и представить его на финальной презентации. На совместную работу над приложением было отведено пять недель. Успешный проект должен был отвечать сразу нескольким критериям, в том числе эффективно решать проблему пользователя.
Комментирует Лиза Семяновская, руководитель «Яндекс.Транспорта» и других сервисов «Яндекса» для пешеходов
?Круто, что ребята прошли весь процесс создания продукта: нашли проблему у пользователей, изучили весь пользовательский сценарий от заказа до получения посылки. Судя по всему, использовали и качественные методы исследований — проводили интервью, изучали вручную контент писем, и количественные: делали опросы и работали с аналитикой «Яндекс.Почты». Получившийся продукт решает реальную проблему пользователя, это очень здорово.
Я понимаю, что это, скорее всего, ограничение вводного задания, но жаль, что ребята сосредоточились именно на карточках внутри «Почты». Возможно, решать проблему покупки, отслеживания и получения заказа из интернет-магазина лучше не в почтовом клиенте, а каким-то другим способом.
Если бы ребята шире посмотрели на задачи, с которыми сталкиваются пользователи, которые заказывают товары в интернете, и выявили проблемы в большом сценарии — то есть на стадиях от выбора товара до получения покупки в руки, — то получилось бы найти более сильную боль, чем нечитаемые письма. Так можно было бы придумать продукт, который привлёк бы новую аудиторию, а не улучшал метрики для существующей аудитории «Яндекс.Почты».
Перед тем, как делать что-то классное, надо включить голову и корпоративное мышление (да-да, тут вам не стартап на дому). Ответьте на несколько вопросов:
- Как такое приложение вписывается в стратегию «Яндекса» или сервиса «Яндекс.Музыка»? Возможно ли, что это приложение будет жить без огромного трафика «Яндекса»?
- Кто ещё делал похожие сервисы? Почему о них ничего не слышно или, наоборот, слышно?
- Какие вы видите проблемы в музыке для бега, и правда ли людям надо качать для музыки для бега отдельное приложение? И тем более не пользоваться их стандартной коллекцией?
Минусы и ошибки в защите очевидны. Не проведен анализ рынка, есть идея — класс, погнали делать. К примеру, Spotify выпустил похожую штуку, и она внутри приложения, что совершенно логично: привычные контролы — управление музыкой — всегда должно быть на ходу, а не только когда бегаешь; своя коллекция музыки — люди слушают свое во время бега подборки, авторские подборки для пользователя лучше радио.
А как iTunes решает эту проблему? Было сказано про поиск через ключевые слова в App Store. К сожалению, это не так. 60% поисков это уже брендовый поиск, 30% самые популярные ключевики, и только потом музыка для бега.
Как человек, который бегал полжизни, и не только от хулиганов, но ещё и профессионально, могу сказать: если бег серьезный, он вообще без музыки. Даже если вы просто бегаете по вечерам, анализ темпа за 60 секунд — странный прием, ведь есть светофоры или передышки, а ещё иногда люди делают ускорение (можно ли предсказать его с помощью радио?).
Сильными сторонами проекта я бы назвал качество проработки интерфейсов и подробность разбора пользовательского пути. Я не услышал данных о рынке — ни в части бизнеса (сколько здесь денег, как они структурированы), ни в части поведения аудитории (сколько людей бегает, как они бегают, как они сегодня обеспечивают себя музыкальным сопровождением, как они его выбирают, что им в этом способе нравится или не нравится).
Также неясно, за счет чего предполагается переключать аудиторию с тех решений, которым она пользуется сегодня. Не хватает плана проверки гипотезы, последовательности дешевых экспериментов.
Затем ребята резко переходят к конкретной форме продукта — мобильному приложению. Но, опять же, почему именно приложение? Почему не группа в Facebook? Разве отсутствие приложения — ключевая причина, почему люди с ограниченными способностями не находят волонтеров? Команда слишком сфокусировалась на создании того, что придумала, хотя куда более важный вопрос — правда ли это самый эффективный и быстрый способ достичь цели.
Я бы посоветовал им потратить месяц на то, чтобы, используя подручные средства (группа в Facebook, Google Docs или ручная работа), попытаться добиться максимального результата в рамках своей цели (помочь максимальному количеству инвалидов). В процессе они увидели бы, что ограничивает их, что не дает помочь в 10 раз большему количеству людей — автоматизация, недостаток волонтеров или, возможно, другие факторы. И уже только после этого, приоритезировав найденные узкие места, думать над решениями.
Команды часто увлекаются разработкой и забывают, что они делают, какова их цель, ради чего они собрались. В данном случае ребята хотели помогать инвалидам — именно этим им и надо было заняться, а не создавать приложение. Если бы они поняли, что приложение позволит им повысить эффективность их работы, то тогда бы пришла пора его создавать.
http://vc.ru/p/mobilisation-projects